Наружное освещение

Нормы освещенности уличного освещения ограничивают яркость светильников в установке под углами.

Нормы уличного освещения

Угол наклона светильника должен быть  80 и 90 градусов от вертикали по направлению к дороге.

Максимальное значение яркости

Угол установки 80 град – 30 Кд

Угол установки 90 град – 10 Кд

на 1000 Лм светового потока светильника.

При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65 градусов от вертикали.

Яркость светильника под углом 80, 85 и 90 градусов от вертикали по направлению дороги не должна превышать предельных значений:

Угол установки 80 град – 50 Кд

Угол установки 85 град – 30 Кд

Угол установки 90 град – 10 Кд

соответственно на 1000 Лм светового потока светильника.

Освещение дорог и проезжей части улиц

     Примерная последовательность действий при проектировании наружного освещения дорог и улиц включает в себя этапы:

— обследование дороги (улицы):

Необходимо определить тип дорожного покрытия, нанести на план улицы все пешеходные переходы, пересечения с другими улицами и дорогами. При наличии трамвайного движения так же нанести на план места посадок в трамвай. Необходимо определить все места на проезжей части улиц, в которых могут оказаться пешеходы. В этих местах, как будет показано ниже, необходимо обеспечить повышенный уровень освещенности относительно остальной части дороги. В случае если предусматривается отключение части светильников в ночное время, то в местах возможного нахождения пешеходов на дорогах и проезжей части улиц повышенный уровень освещенности должен обеспечиваться и в этот промежуток времени;

— определение категории улицы или дороги:

.  Категории дорог и улиц определяют  в зависимости от их назначения, транспортных характеристик, расчетной скорости движения автотранспорта и количества полос движения. Их разделяют на  магистрали и улицы общегородского (классы дорог А1…А4), районного (классы дорог Б1, Б2) и местного (классы дорог В1…В3) значения.  Для определения категории конкретной улицы необходимо пользоваться Таблицей 14 Свода правил СП 52.13330.2011. Для селитебных территорий (улицы и дороги в пределах городов и поселков) необходимо выполнять требования СП 323.1325800.2017 «Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения».

Часть данного Свода правил, касающаяся освещения улиц и дорог, выпущена в виде отдельного стандарта ГОСТ Р 55706-2013.

    Следует отметить, что Свод правил СП 52.13330.2011, и упомянутые ниже СП 98.13330.2012 и  СП 42.13330.2011 Постановлением Правительства РФ №1521 от 26 декабря 2014 г. внесены в перечень нормативных документов, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    В отношении СП 52.13330.2011 Постановление касается: Раздел 1 (пункты 1.1, 1.2), Разделы 4-6,  Раздел 7 (пункты 7.1 — 7.35, 7.37,  7.38,  7.40, 7.45-7.86,  7.101 — 7.122), приложение К. Следовательно при проектировании освещения, в том числе наружного, основополагающим документом является СП 52.13330.2011. Но, если во вновь вводимых стандартах повышаются требования к некоторым нормам освещения, то их следует соблюдать;

— выбор нормируемой освещенности:

. Требуемые освещенность и яркость дорожного покрытия в зависимости от категории дороги выбирают в соответствие с требованиями СП 52.13330.2011: по Таблице 15 для городских улиц, по Таблице 16 для сельских улиц, по Таблице 17 для автозаправочных станций и стоянок, для пешеходных переходов – по Таблице 18. Требования к освещенности трамвайных путей содержатся в п.5.71 СП 98.13330.2012 и п. 7.41 СП 52.13330.2011. Для обособленных трамвайных путей приведенные в документах нормы освещенности различны. В таких случаях следует выбирать большее значение. Следовательно, и освещенность посадочных площадок необходимо увеличить.

     Требования к освещению велодорожек, плоскостей ступеней лестниц и к минимальной освещенности пешеходных переходов содержатся в ГОСТ Р 55844-2013 (стандарт существенно повысил требования к минимальной освещенности пешеходных переходов на улицах категории В). Нормы наружного освещения объектов железнодорожного транспорта приведены в ГОСТ Р 54984-2012. Методы расчета нормируемых параметров уличного освещения описаны в ГОСТ Р 55708-2013.

     Для  улиц и дорог со стандартной геометрией (дорога имеет прямоугольное полотно без поворотов, развилок и т.д.) нормируют среднюю яркость дорожного покрытия. При нестандартной геометрии дороги (дорога имеет съезды, криволинейные участки, повороты, развилки) нормируют освещенность. Так же по освещенности нормируют улицы и дороги, имеющие покрытие из брусчатки или плит, и дороги в городах северной строительно-климатической зоны (п.п. 7.33…7.35 и примечание 3 в Таблице 15 СП 52.13330.2011).

     Измерение освещенности дорожного покрытия должно выполняться в соответствие с требованиями ГОСТ Р 54944-2012.  Яркости — ГОСТ 26824-2010. Действие данных стандартов распространяется и на внутреннее освещение зданий, и на наружное освещение. Некоторые положения этих двух нормативных документов, касающиеся измерений освещенности и яркости дорожного покрытия проезжей части  улиц выделены в отдельный стандарт ГОСТ Р 55707-2013. В случае если требования различных стандартов к одному и тому же параметру различны, то следует выполнять наиболее высокие требования, удовлетворяющие требованиям всех нормативных документов;

— выбор схемы размещения светильников:

. Размещение светильников наружного освещения вдоль улицы или дороги выполняется по существу одновременно с выполнением расчета освещенности. Осветительные приборы устанавливают на специально предназначенных для этого опорах освещения, на опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта, на опорах линий электропередачи напряжением 0,4 кВ, а так же подвешивают на тросы (растяжки).

     Использование опор освещения позволяет оптимально осветить зоны, требующие повышенной освещенности (пешеходные переходы, посадочные места в трамвай), устанавливая опоры максимально близко к этим зонам. Это приближение опор к указанным зонам, как правило, не позволяет установить опоры со светильниками с постоянным шагом (расстоянием между опорами) вдоль улицы и при этом выполнить все требования нормативных документов.

     Требования к используемым опорам и их заземлению, пересечениям и сближениям воздушных линий электропередачи содержатся в Главе 2.4 ПУЭ, издание 7.

     При использовании для уличного освещения опор контактной сети общественного транспорта для обеспечения требуемой освещенности пешеходных переходов следует использовать на ближайших к ним опорах светильники с более мощными лампами, если пешеходный переход оказался на значительном удалении от опор. Так же следует поступать с остановками трамваев.

     Для выбора оптимальной схемы размещения светильников можно воспользоваться Рисунком 1 в Инструкции по проектированию наружного освещения СН 541-82. На этом рисунке представлены различные схемы построения установок наружного освещения, в которых осветительные приборы могут быть размещены по одной стороне улицы, по обеим сторонам улицы, а так же над проезжей частью. На Рис. 2…4 этой инструкции показаны рекомендуемые схемы расстановки осветительных приборов на пешеходных переходах, железнодорожных переездах, пересечениях и закруглениях улиц. В этих местах должен быть обеспечен повышенный уровень освещенности.

     Различные способы выполнения установок наружного освещения показаны на странице сайта «Наружное освещение в фотографиях»;

— расчет освещенности и яркости:

. В процессе проектирования наружного освещения, так же как и искусственного освещения помещений, проще всего все расчеты выполнять компьютерными методами, используя типовые программы, такие как DIALux. При расчетах коэффициент запаса принимается в пределах 1,5…1, 7 (Таблица 3 СП 52.13330.2011). Если для установки осветительных приборов используются уже существующие опоры контактной сети городского транспорта или опоры воздушной линии электропередачи 0,4 кВ, то необходимо выбрать светильники, обеспечивающие требуемую освещенность (яркость) дорожного покрытия. Для выполнения требований по неравномерности освещенности дорожного покрытия может потребоваться подбор светильников по их КСС (кривые силы света). При установке светильников на опоры допускается использовать двух и трехрожковые кронштейны. В зонах, требующих повышенного уровня освещенности, используют более мощные, либо дополнительные светильники.

     При установке опор специально для наружного освещения или в случае подвешивания светильников на тросах необходимо выбрать максимальный шаг расстановки осветительных приборов, тип и мощность светильников, при которых выполняются требования по величине и неравномерности освещенности.

     Далее необходимо установить светильники вблизи мест, требующих повышенный уровень освещенности. Затем расставить осветительные приборы вдоль остальных участков улицы, не допуская превышения максимально допустимого шага расстановки осветительных приборов.

    Повышенные уровни освещенности (яркости) необходимо обеспечить: на улицах местного значения, примыкающих к магистралям и скоростным дорогам – не менее одной трети освещенности (яркости) на расстоянии не менее 100 метров от основной магистрали. Так же на пешеходных переходах, съездах с дороги, на пересечениях улиц  и железнодорожных переездах, на закруглениях улиц и дорог,  а также на посадочных местах в трамвай. На пешеходных переходах улиц категорий А и  Б освещенность должна превышать среднюю нормируемую освещенность улицы как минимум в 1,5 раза (при этом средняя освещенность пешеходных переходов не должна быть меньше 20 лк при величине минимальной освещенности 6 лк (п. 4.2 ГОСТ Р 55844-2013). Рекомендуется выделять пешеходные переходы, используя освещение другого цвета (Примечание 4 к Таблице 15; п.п. 7.49, 7.50 СП 52.13330.2011 и Рис.2…Рис.4 в СН 541-82).

     В проектах наружного освещения необходимо предусматривать меры по ограничению слепящего действия светильников в местах производства работ на промышленных предприятиях, на улицах и дорогах, автозаправочных станциях, больших площадях при освещении их прожекторами, на пешеходных пространствах. Основные требования по уменьшению слепящего действия осветительных приборов содержатся в п.п. 7.29…7.31, 7.38, 7.40, 7.48, 7.78 СП 52.13330.2011. Особое внимание уделяют недопущению излишней засветки окон жилых зданий (п.п. 7.82, 7.83 СП 52.13330.2011);

— подключение осветительных приборов:

 Осветительные приборы предпочтительно равномерно подключают к трем фазам осветительной сети. При подключении необходимо следить за тем, что в случае отключения одной из фаз в ночное время к этой фазе не оказались подключенными светильники, которые установлены в местах, требующих повышенного уровня освещенности.

Защитный и рабочий нулевые проводники должны подключаться к PEN проводнику отдельными зажимами.

Îïðåäåëåíèå çîí îñâåùåíèÿ

Ðàññìîòðèì ïîñòðîåíèå ñèñòåìû óëè÷íîãî îñâåùåíèÿ íà áàçå óñëîâíîãî çàãîðîäíîãî äîìà ñ íåáîëüøèì çåìåëüíûì ó÷àñòêîì.

Ðàñ÷åò è óñòàíîâêà ñâåòîäèîäíûõ ïðîæåêòîðîâ ñî âñòðîåííûì äàò÷èêîì äâèæåíèÿ

Íà ïðèâåäåííîé ñõåìå:

  1. Æèëîå ïîìåùåíèå.
  2. Äåêîðàòèâíàÿ èçãîðîäü è äåðåâüÿ.
  3. Õîçÿéñòâåííûå ïîñòðîéêè.
  4. Êëóìáû.
  5. Ïåøåõîäíûå äîðîæêè.
  6. Ôîíòàí.
  7. Ïëîùàäêà äëÿ ïàðêîâêè.
  8. Äâåðè, êàëèòêè, âîðîòà.

Îïðåäåëèì òðåáîâàíèÿ ê ôóíêöèîíàëüíûì âîçìîæíîñòÿì ñèñòåìû óëè÷íîãî îñâåùåíèÿ:

  1. Àâòîìàòè÷åñêîå âêëþ÷åíèå îñâåùåíèÿ ïàðêîâî÷íîé çîíû ïðè îòêðûòèè âîðîò èëè óëè÷íîé êàëèòêè â íî÷íîå âðåìÿ ñ âîçìîæíîñòüþ ñàìîñòîÿòåëüíîãî âêëþ÷åíèÿ îñâåùåíèÿ.
  2. Àâòîìàòè÷åñêîå âêëþ÷åíèå è îòêëþ÷åíèå äåæóðíîãî îñâåùåíèÿ â òåìíîå âðåìÿ ñóòîê.
  3. Ïîëíîå è ýêîíîìíîå îñâåùåíèå ó÷àñòêà.
  4. Ïîäñâåòêà êëóìá.
  5. Ïîäñâåòêà ôîíòàíà.

Литература

1. Кузнецов, В. С. Электроснабжение и электроосвещение городов : учеб.пособие / В. С. Кузнецов. – Минск : Высш. шк., 1989.

2. Методические рекомендации технико-экономических обоснований

Похожие материалы

  • Коэффициент спроса по участкам сети. Потери напряжения в трансформаторе
  • Расчет освещения методом коэффициента использования светового потока и удельной мощности
  • Преобразовательные установки. Установки для нагрева диэлектриков. Сварочные электроустановки. Специальные виды электросварки

Информация о работе

Тип:

Методические указания и пособия

Приборы измерения

Чтобы подсчитать освещенность на конкретном участке, применяют специальные приборы — люксметры. Одним из наиболее популярных устройств считается «Ю-116», которое может зарегистрировать освещенность при естественном свете или функционировании лампы накаливания. Это незаменимое оборудование, используемое в сельском хозяйстве, транспортной промышленности и т.д.

Пульсация и прочие характеристики измеряются аналого-цифровыми устройствами. Один из ярких примеров — пульсметр-люксметр «АРГУС-07». Он преобразует световой поток, излучаемый продолговатыми объектами, в электрические импульсы, которые будут пропорциональны освещенности. После этого происходит декодирование в цифровой код, что позволяет увидеть конечный результат на дисплее прибора.

Прибор для измерения освещенности

к содержанию ↑

Нормы уличного освещения 

Ниже приведем общие нормы освещения для всех типов. Их обязательно стоит учесть при проектировании уличного освещения.

Нормы уличного освещения в городе

Таблица взята

Освещаемые объекты Средняя освещенность
Еср, лк
не менее
Распределение освещенности
Емин / Еср
не менее
1 П1. Площадки перед входами Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов, спортивных, развлекательных и торговых объектов 20 0,30
2 П2. Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и пред заводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха 10 0,30
3 П3. Пешеходные улицы, главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов 6 0,20
4 П4. Тротуары отделенные от проезжей части дорог и улиц, основные проезды микрорайонов, подъезды, проходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений 4 0,20
5 П5. Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов 2 0,10
6 П6. Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов 1 0,10

По каким критериям выбирают наружное освещение

Ответственность выбора освещения для городских территорий не должна обсуждаться. Все должно быть продумано и выполнено с максимальной точностью. Каждый светильник или фонарь обязан соответствовать списку норм:

  1. Каждый фонарь должен хорошо освещать прилегающие территории независимо от его размещения. Светильник должен соответствовать всем нормам и требованиям.
  2. Каждый осветительный прибор должен давать дополнительную безопасность на дороге и в пешеходной зоне. Уже давно доказано, что из-за плохого освещения аварии случаются в несколько раз чаще.
  3. Все фонари и лампы должны выглядеть эстетично и не «резать» глаз прохожих. Они должны выполнять архитектурную и дизайнерскую функции.
  4. Каждый фонарь должен иметь большой эксплуатационный срок, чтобы их не пришлось менять каждый год. Долговечность — очень важный критерий, ведь все осветительные приборы работают часами и постоянно подаются невероятному напряжению и нагрузке. Поэтому корпус таких фонарей должен обладать максимальной прочностью, надежностью и устойчивостью к повреждениям. Плафоны обычно имеют удароустойчивое стекло.
  5. Экономия — наверное, самый главный из факторов, особенно в странах СНГ. Современный мир имеет катастрофические энергетические проблемы, поэтому нужно экономить на этом параметре. Небольшой город потребляет невероятное количество энергии в сутки, поэтому нужно заменять устаревшие фонари на более экономичные варианты. Лучший вариант — светодиодное освещение, которое к тому же обладает большим эксплуатационным сроком и надежностью.

Какие функции выполняет данная подсветка

Уличное освещение на территории школы должно выполнять следующие функции:

  • создает оптимальный световой поток, которые дает возможность школьникам хорошо видеть дорогу;
  • повышает безопасность перемещения детей по территории школы, снижая риск получения ими травмы;
  • создает качественное охранное освещение, с помощью которого легко выявить несанкционированное проникновение людей на территорию образовательного учреждения. Причем максимальная эффективность такой системы достигает путем установления охранных камер по всему периметру школьной территории;
Ночное освещение

Подсветка школы ночью

  • декоративная. Такую функцию выполняют наружные осветительные приборы, установленные на фасаде здания. Но здесь одновременно выполняется и охранная функция, так как фасадные светильники снижают риск вандального битья окон.

Чтобы наружное освещение школьной территории смогло выполнять все возложенные на нее функции и обязанности, ее следует организовывать, опираясь на определенные нормы и правила.

Обратите внимание! Все нормы, требования и правила, которым следует придерживаться при организации любого типа подсветки, приведены в специализированной документации (СНиП и СанПин).

Для чего нужен расчет

Несмотря на кажущуюся простоту уличного освещения, устанавливаемые на придомовой территории осветительные приборы нельзя размещать произвольно. Нужно ориентироваться не только на симметрию и моду, но еще и соблюдать несколько общих требований и рекомендаций.

Перед установкой опор для фонарей выполните точный расчет, благодаря которому вы обеспечите качественное и равномерное освещение всего пространства с использованием минимального количества светильников. Это сэкономит время и деньги!

к содержанию ↑

Вывод

В нашей статье мы привели лишь общие нормы организации промышленного освещения. Каждая из них содержит множество нюансов и исключений. Поэтому выполнить такое освещение своими руками и без соответствующей проектной документации практически невозможно.

Кроме того, без проектной документации будет практически невозможно ввести такую сеть освещения в эксплуатацию. Поэтому без специализированных проектных организаций вам никак не обойтись.

Требования к освещению загородного дома

Сегодня системы уличного освещения обладают множеством полезных функций. Чего стоят одни датчики движения и уровня освещенности, позволяющие управлять светом в автоматическом режиме. Фонари могут включаться при регистрации движущегося объекта, понижении количества естественного света, открытии ворот или калитки, входной двери дома и т.д.

Важно! Чтобы создать максимально экономичную систему, рекомендуем устанавливать вкупе с датчиками движения светодиодные источники света.

Датчики движения удобны тем, что вы можете самостоятельно настроить их чувствительность, в том числе дальность реагирования на движущийся объект, яркость светового потока в зависимости от конкретной ситуации. Это очень важно, поскольку в случае повышенной чувствительности прибор может реагировать на пролетающих птиц или бегающую по двору собаку.

к содержанию ↑

Как установить фонари — пошаговая схема

Шаг 1: Выкапываем колодец

С помощью коловорота выройте колодец глубиной около 70 см. На дно колодца засыпьте слой песка и щебня общей толщиной 20 см. Эта подушка тщательно утрамбовывается, после чего устанавливается деревянная опалубка – она должна подниматься над уровнем грунта на 10–20 см.  В опалубке следует предусмотреть место выхода пластиковой трубы, которая будет служить ходом для подземного кабеля к светильнику через бетонное основание. Торцы трубы следует обязательно заклеить, чтобы раствор не закупорил ее.

Шаг 2: Заливка фундамента

Затем выполняется стандартный замес бетонного раствора и заливается внутрь колодца с опалубкой. После утрамбовки раствора по центру будущей опоры устанавливается вертикально анкер, которые будет креплением для будущего фонарного столба. Раствор должен полностью затвердеть – на это может уйти несколько дней. Не забывайте в жаркую погоду поливать бетон водой, чтобы он не пересох и не растрескался.

Фото замеса бетонного раствора, baurum.ru

Шаг 3: Подключение фонарей

Опоры крепятся к анкеру у основания, затем подводится проводка и устанавливаются фонари. Не забудьте предусмотреть выключатели света, если в них есть необходимость. Провода следует соединять с помощью клемм и термоусадочной трубки, которая обеспечит наилучшую степень гидроизоляции.

Шаг 4: Проверка

После установки осветительных приборов не забудьте осуществить контрольную проверку соединений, сопротивления нуля с фазой и работу выключателей.

На фото - установка осветительных приборов для сада, garden-club.ru

Для установки осветительных приборов нет никакой нужды обращаться к профессиональным электрикам – соблюдая правила безопасности, вы можете совершенно самостоятельно справиться с этой задачей.

  • Автор: Михаил Малофеев
  • Распечатать
Оцените статью:

(3 голоса, среднее: 2.7 из 5)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
Электрик в Дом